Сделано
в традиции
всё для традиционного творчества
+7 (977) 408-36-83
Войти   Регистрация
Корзина0 товаров
на сумму 0.–

Блоги


Маленькие хитрости ткачихи. Как насновать основу, если нет длинного стола или сновальной рамы.

Если не знаешь, что делать - садись ткать. Будет время подумать, пока руки заняты.

Иногда возникает проблема: нет сновальной рамы, нет подходящей длины стола или крепежей, которыми можно хорошо закрепить табуретки.
Что мы тогда делаем? Изобретаем. У меня вчера вышел такой способ. Цепляем сновальный кол к дверце шкафа или просто двери комнаты, к нему веревку, на веревку струбцину, станок к столу, и снуем от станка до струбцины. Длинной веревки можно легко отрегулировать нужную длину основы.

К ткацкому станку Ashford моделей Rigid Heddle (по нашему - с бердышком) или Knitters loom (складной с бердышком) всегда идут в комплекте 2 сновальных колышка. А струбцина от такой рабочей лампы типа Икеи, наверное у многих есть...

Получается быстро и удобно. Маленький минус - поначалу струбцина может провисать под собственным весом. Имеет смысл ее положить на стул/ чем-то подпереть.

Пробуйте, присылайте свои способы решения проблемы.

dsc07648.jpg
dsc07643.jpgdsc07645.jpg
dsc07647.jpg

Как мы просо сеяли. Летние игры и забавы красноярских белорусов-переселенцев.

Сегодня мы много ездим по стране и собираем традиционные народные игры.
В 2008году состоялась одна из моих первых экспедиций. Тогда я училась в Норильским колледжем искусств и у нас  была организованна фольклорная экспедиция по Красноярскому краю. Руководителем группы была назначена Кравченко Т.В., а  участниками были  экспедици Евгения Стороженко и я,  Анастасия Колесник.

В селе Казачинское познакомились с  Прасковьей Дмитриевной Коноплянниковой. Она оказалась настоящий носительницей песенной культуры белорусских переселенцев. Прасковья Дмитриевна увлекла нас своими рассказами и песнями. Потом мы созванивались по телефону и результатом его стали многочисленные записи репортажей с воспоминаниями и записи напетых ею песен и игр.

В летнее и осеннее время после тяжелых полевых работ, ребята купались в речке и бежали домой ужинать. Услышав за окном знакомые наигрыши нагар мошке, мгновенно забывали об усталости: «Сидишь дома, как на иголках, сердце заколотиться, - а пустит ли мама?! Подойдешь к ней: «Мамочка, миленькая, отпусти погулять!» Мама отпустит, бежишь на улицу, только пятки мелькают».
В какие только игры не играли: «Лапта», «Цыпки», «Фантики», « А мы просо сеяли», «Третий лишний».

Вот как играли в "А мы просо сеяли". Может вы тоже помните такую игру по своим дворам?

Участники игры встают в 2 рядочка на против друг друга беремся за руки, первый ряд подходит к другому ряду и поют

А мы просо сеяли, сеяли
А я млада сеяли, сеяли

(другой ряд идет)

Читать подробнее...

Белевская женская бесполиковая рубаха

e_ckk7qatmk.jpg
В Тульской области среди крестьянок Белевского района еще в 30-е годы ХХ века бытовали очень красивые рубахи
с пышными рукавами.  Сама оттуда корнями и очень люблю наш костюм.
Раньше рубахи шили из домашнего холста, тканого из конопли, льна или бумаги.
Для праздников ткали полотно с льняной основой и хлопчато-бумажным утком. Такое полотно получалось более белое, но и более маркое.
Позднее такие рубахи шили из покупного миткаля и шелка. А сегодня мышьем их из цветных ситцев.
Сама рубаха была короткая, всего 45-55 см. К ней могли пришить подстанок из более грубого холста.
Стан рубахи шили из 4 полотен холста шириной в 36-38 см. Два спереди и 2 сзади, со швами по центру и по бокам.
Такие рубахи характерны для Калужской и Тульской областей, а вот на рязанщине, к примеру, шьют совсем по-другому.
Рукав кроили из 2-х отрезов холста (также шириной в 36-38 см). Верхнюю часть примерно на 15-20 см. длиннее нижней.
Верхнюю часть рукава пришивали прямо к горловине, без дополнительных вставок. Это и называется "бесполиковая рубаха".
По середине нижнего полотна делали небольшой надрез (6-10 см) и вшивали в него квадратную ластовицу.
Нижняя часть рукава пришивалась к стану.
Сшитые вместе верхние части рукава и полотна стана собирали на 2 параллельных ряда мелкими стежками (менее 5 мм) на прочные нитки.
Затем стягивали плотную сборку и обшивали горловину тонким валиком-воротничком. Ворот получался узким и плотным (всего 5-7 мм.),
а чтобы сделать его еще наряднее по внешнему краю защипывали узкую полосу и простегивали вручную несколькими рядами белой нитью.
Получался остренький край снаружи и толстый валик внутри.
Рубаху шили на руках швами "вперед иголку", "назад иголку или в пятку", бельевым швом и отделывали особым швом "трешечками" (три стежка назад иголку + пропуск, затем опять три стежка и т.д.). Тешками украшали ворот, манжеты, швы по стыку верхней части рукава со станом.
Рукав по оплечью украшали трехчастным декором. Центральную часть вышивали полосу 9-12 см крестом, нашивали коклюшечное или фабричное тюлевое кружево, шитье.
Выше и ниже на 5-10 см делали более плотную вышивку крестом. Ранее, в начале ХХ в. были распространены рубахи с заткаными рукавами.
Ткали в особой технике браного ткачества по верхнему цепу. Но об этом отдельно.
Низ рукава собирали на мелкую сборку или складку, пришивали неширокий манжет в 3-4 см и вышивали его крестом, отстрачивали тамбуром или простым стежком назад-иголку.
Попробуйте сшить самостоятельно такую рубаху.
Она отлично сочетается с любым круглым сарафаном.
Материалы на рубаху можно выбрать в разделе "Светлые ткани". Для всех, кто захочет сшить такую рубаху у нас заготовлена скидка.
При заказе пишите в комментарии "для белевской рубахи".
А если возникнут вопросы - пишите на zakaz@intradition.ru  с пометкой "рубаха".
И обязательно прикладывайте свои фотографии к вопросам, чтобы легче было понять.
Ждем ваших фото в новых рубахах.

dsc07629.jpg
dsc07630.jpg
dsc07632.jpg
dsc07631.jpg

Отчего печь трещит?

yyhmsxclm7m.jpg

Спасибо Наташе Крюковой за вопрос про эту игру.
Однажды в поездке в с. Нюксеница Вологодской области подсмотрела чудесную детскую игру.
Дети сидели на лавках, на полу, а один на печке (у них в центре тогда был милый муляж).
"Печь трещит" - говорит тот, что на печке.
"Отчего печь трещит?" - спрашивают дети хором
"Рожает!"
"А кого печка рожает?"
"Мальчика (или девочку)" - отвечает тот.
"Как его (ее) имечко?" - улыбаются дети
"Вася" - называет водящий имя кого-либо из детей
"Что сделать Васе, чтобы печка была довольна"
Водящий загадывает какую-нибудь веселую шараду, по возрасту Васи доступную ему для выполнения.
Вася должен сделать как сказано.
Тогда дети спрашивают.
"Печка довольна?"
"Довольна (или нет" отвечает водящий и, если доволен, уступает место Васе.
Игра начинается вновь.

Наверное вот какими были эти дети 5 лет назад. А играли они когда им было лет по 5... У них чудесный учитель - Саша Семенова.
Заглядывайте к ним на страничку.
https://vk.com/club54520351

Традиция, которую мы передаем. Памяти Валентины Васильевны Глуховой

Когда чья-то жизнь обрывается, становится резко понятнее, что же такое
традиция. А нашему собрату-фолькористу-практику это, наверное, понятно
вдвойне. Нашу жизнь наполняет традиция, то есть процесс передачи
мудрости, опыта, целостности восприятия мира через культуру, и
составляет ее сущность. Сперва мы ищем тех, у кого перенять,
перенимаем по мере сил и способностей. А затем ищем кому передать
,
чтобы не оборвалось, не ушло. Иногда дается счастье перенимать
мудрости непосредственно от местных жителей, порой встречаются такие
учителя, которые много исследовали и перенимали и умеют передавать дальше.
Какая простая формула жизни: "Искать, перенимать, искать, передавать,
пропускать через себя".
Интересно, что в русском языке последняя фраза
одновременно означает "давать идти через себя не создавая препятствий"
и "обогащать своим опытом". В общем пропускать. И так до тех пор, пока
течет этот поток, пока бьется сердце.

Читать подробнее...

Фото:

Программа конференции "Традиционный костюм народов России в исторической динамике" 25-27 ноября 2015.

25 ноября мы с "Дербеневкой" участвуем в показе на открытии Международной научно-практической конференции
«Традиционный костюм народов России в исторической динамике»
А 26 ноября я выступаю там с докладом
"Локальные комплексы традиционного костюма Верхней Оки в XIX-XX вв".

Приглашаю всех, интересующихся костюмом принять участие в этом важнейшем для нас событии.

Подробнее о том,как принять участие на сайте ГРЦРФ

Программа публикуется в авторской редакции организаторов конференции.
Организаторы:

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный республиканский центр русского фольклора
Московская государственная картинная галерея
народного художника СССР Ильи Глазунова
25-27 ноября 2015
Москва

Читать подробнее...

Сообщение 1 - 6 из 33
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец